Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами – специально назначенная компания, несущая ответственность за организацию полного цикла обращения с ТКО. Согласно федеральному закону от 24.06.1998г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – ФЗ №89), только региональный оператор уполномочен вести деятельность в этой сфере.
В каждом субъекте РФ работает 1 или несколько операторов. Количество зависит от особенностей территориальной схемы и требований, обозначенных в региональной программе обращения с отходами.
Причиной появления региональных операторов стали беспорядки на рынке обращения с отходами, вызванные отсутствием жесткого централизованного управления, а также высокая степень криминализации сферы обращения с отходами. Известно, что примерно в 70% случаев расчет с подрядчиками осуществлялся наличными. Суммы оплаченных средств не фиксировались в документах. Чтобы справиться с конкурентами, компании занимались демпингом, устанавливали расценки ниже тарифов, действовавших на официально функционировавших полигонах. Иногда такие места сбора мусора закрывали под давлением конкурентов. Это создавало еще больше проблем, так как оставшиеся объекты не справлялись с переработкой огромных мусорных потоков.
Единственно верным решением для введения полного контроля над движением мусора стало введение нового ответственного звена – регионального оператора.
Согласно п.4, ст.24.6 ФЗ №89, компания – юридическое лицо может приступать к работе в качестве регионального оператора по результатам конкурса, который проходит под руководством органов исполнительной власти субъекта РФ. За победившей фирмой закрепляют зону ответственности. К конкурсантам выдвигают жесткие, но справедливые требования.
Региональный оператор выбирается на срок до 10 лет и ведет работу по сбору, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению ТКО на вверенной территории.